Get Adobe Flash player

Праздники марта у славян

11046197_551046758370679_8716866757456229647_nХотя в марте наступает лишь календарная весна и повсюду еще лежит снег, мартовские праздники славянского годового цикла посвящены возрождению природы и торжеству света и любви.

Праздник 8 марта — день Матери Мира богини Лады

Когда Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день, она вряд ли подозревала, что на Руси 8 марта много столетий подряд тоже чествовали женщин. Наши предки 8 марта праздновали день Матери Мира, богини Лады. Она являлась людям в образе молодой женщины с ребенком на голове и зеленым яблоком в руках. Лада спускалась к людям из Ирия (в славянской мифологии — потустороннего мира) на небесной колеснице, запряженной парой голубей и парой лебедей, разжигала огонь небесных звезд, выводила из-за холодных туч светлое солнце.

Lada_1

У древних славян Лада считалась покровительницей женщин, детей, любви, семейного счастья. Те, кто не мог иметь детей, традиционно приносили ей жертвы, чтобы богиня любви способствовала зачатию здорового, красивого потомства. Славяне верили, что богиня собирает после смерти души праведников и возвращает их в мир людей, вкладывая в лоно будущих матерей. Одновременно Лада была и богиней плодородия, которая пробуждала к жизни от зимнего сна природу. Она делала землю плодородной, заботилась о каждом зернышке, давала всем растениям силу и направляла их к свету.

Вместе с Ладой славили ее дочь Лелю, которую представляли юной девушкой на выданье, веселой и ласковой, только что, как сама природа, пробудившейся от зимнего сна. С ее появлением в мире людей повсюду просыпалась природа, по-весеннему ярко светило солнце, звенели птичьи трели и расцветали первые цветы. Лелю славили как символ юной любви, весенней обновленной природы, щедрой и радостной новой жизни.

Праздник 9 марта — жаворонки, Сороки, заклички весны

zhavoronki_sorochyny_1

На следующий день после праздника Лады и Лели — 9 марта — у наших предков обычно приходились Сороки. Название это произошло от нескольких народных примет. Люди верили, что в этот день из Ирия на землю прилетают 40 видов птиц, а сорока вьет гнездо из 40 палочек. Кроме того, от дня Сорок до праздника Весенние деды (когда наступает устойчивое тепло) может выпасть 40 похолоданий. Этот день называли также Жаворонками. Считалось, что именно этой птичке боги вручают ключи от земли, которую она «открывает» от зимнего сна и приносит на своих крыльях настоящую теплую весну.

А так как начало весны связывали с прилетом птиц, существовал обычай изображать возвращение птиц на землю. Славяне говорили, что жаворонок приносит весну на поля, ласточка — в дом, кукушка и соловей — в сады и рощи, горлица — в леса. К Сорокам во всех домах хозяйки выпекали булочки или печенье в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок. С этой обрядовой выпечкой ребятишки потом бегали по улицам, закликая весну: «Вылети, гуля, горою, вынеси лето с собою!» Испеченных пташек просили полететь за ключами, чтобы отпереть весну и лето и запереть зиму.

Праздник 21 марта — день весеннего равноденствия или Новолетие

Novoletie

 

21 марта день снова равнялся с ночью, и славяне прославляли новое солнце и наступление нового лета, иначе говоря, теплые дни. Потому праздник и назывался Новолетием, он символизировал начало очередного возрождения природы. Волхвы проводили ритуальные обряды единения людей с солнцем, обретения ими новой энергии. Считалось, что прошедший обряд человек обретает частичку силы небесных богов и готовится таким образом к трудам грядущей крестьянской страды.

В праздник Новолетия проводили также ритуал с ветками ивы, которые с приходом христианства заменила верба. Славяне верили, что ива воплощает собой большую жизненную силу, помогает от многих болезней и отгоняет от дома всякую нечисть. Освященные волхвами ветви ивы клали за покутье (божницу), втыкали в стены в хлевах и конюшнях. А впервые выгоняя коров и лошадей на весенние пастбища, их благословляли ивой, чтобы животные не терялись и их не «испортила» нечистая сила.

Праздник 24 марта — Ярило Красный, славянская Пасха

Yarilo

 

Через несколько дней после Новолетия, 24 марта, наступал Ярило Красный — славянский предок христианской Пасхи. Согласно поверьям, в этот день солнце-дитя становилось солнцемюношей, день окончательно одерживал победу над ночью, весна побеждала зиму, жизнь одолевала смерть. Весь славянский мир славил возрождение любви, доброты, надежды и радости жизни. Наши предки верили, что в этот день Всевышний Род отворяет врата Ирия, и через них нисходит в человеческие души очистительный огонь. Всякое обрядовое действие обретало в праздник особый смысл, и волхвы следили за соблюдением традиций.

Первое полнолуние после Ярилина дня, например, считалось самым подходящим временем для зачатия ребенка. Волхвы считали, что именно тогда организм человека находился на подъеме, был полон небесной энергии и подготовлен к зачатию сильного, жизнеспособного потомства. И природа, в свою очередь, благотворно влияла на человека, всеми силами помогая ему в важном действе.

В ночь перед праздником люди отправлялись к языческому капищу на торжественное славление. Волхвы разводили на жертвеннике ритуальный огонь, который поддерживали до восхода солнца. В эту ночь мужал Ярило — бог возрождения природы, плодовитости, весеннего солнца, и огонь символизировал это возмужание. Те, кто не мог отправиться на славление и оставался дома, должен был до утра поддерживать огонь в печи или жечь до утра свечу. Считалось добрым знаком, если хозяйка приносила с капища частицу жертвенного огня и обновляла пламя в домашнем очаге. Утром люди снова собирались на капище, наряженные в праздничную одежду, оставаться в это время дома считалось дурной приметой. У жертвенников волхвы освящали крашенки для праздничного угощения и писанки.

Крашенки — это вареные яйца, покрашенные природными красителями в один цвет. Крашенки ели за столом в Ярилин день, ими играли в обрядовые игры. Писанки — сырые яйца, разрисованные символическими узорами, они символизировали человеческий мир, который оплодотворяет небесная сила ради появления нового урожая и продолжения непрерывного творения мира. Писанки никогда не варили, их расписывали сырыми, чтобы не убить живую силу зарода.

Различали три основных вида писанок: аграрные — с рисунками ростков, снопов и другой земледельческой тематики, погребальные — на них для усопших наносили символы богатства и изобилия, жертвенные — где для богов рисовали три мира с населяющими их существами. По окончании утреннего славлення все его участники братались, приветствовали друг друга и поздравляли с праздником. Ссориться в такой день считалось недопустимым. Дома семьи угощались крашенками и другой освященной пищей. Скорлупу от съеденных яиц полагалось бросить в реку, чтобы известить весь мир о Ярилином дне.

Кроме яиц, в каждом доме непременно пекли бабку-кулич, впоследствии. как и крашеные яйца, попавшую в христианские пасхальные традиции. Но произошло это далеко не сразу. После Крещения Руси Церковь почти полностью приспособила обычаи языческого праздника для христианской Пасхи. Однако крашенки и куличи за-прещались церковью до XVIII века, поскольку по раннехристианской традиции Пасха праздновалась пресным хлебом, виноградным соком и травой иссоп. Сохранилось свидетельство, что еще Иван Грозный пенял священнослужителям, что их паства, вернувшись домой с пасхального богослужения, вкушает языческие куличи и крашеные яйца.

Праздник 26 марта — Перунов день

Perun

В конце месяца, 26 марта, когда теплые дни становились все ближе, славили Перуна Громовержца. Восседая на огненной колеснице, этот воинственный бог разъезжал по небу, вооруженный двумя молниями — синей, убивающей на месте, и золотой, дарующей жизнь. Грохотом его колесницы наши предки объясняли первые весенние грозы. В Перунов день бог являлся на землю, убивал зиму, оплодотворял землю дождями и выводил из-за туч солнце. После возрождающего землю к жизни весеннего дождя можно было начинать всякую сельскую работу. После праздника сеяли первые зерновые: овес, ячмень и пшеницу.

Считалось, что Перун благословляет славян на первые посевы. Но если не чествовать Перуна на славу, он мог наслать на нерадивых град, бури и ливни, а пущенная им молния способна была зажечь пожар и спалить все живое дотла. Поскольку этот бог олицетворял силу, воинскую доблесть, мощь и власть, он считался покровителем славянских князей и их дружин. По обычаю, после Перунова дня можно было приступать к ратным забавам и планировать воинские походы.

Источник 

Комментарии и замечания приветствуются.
С Уважением приму как критические, так и положительные отзывы.
Приятного Вам ознакомления, крепкого здоровья, любви и счастья!
Ссылка на сайт обязательна, подписывайтесь на новости:
Сайт: http://alexbronsky.ru/
YouTube: http://tinyurl.com/okq4x7b

Понравилось? Поделитесь с друзьями.
  • Facebook
  • Twitter
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • LinkedIn

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree

Получать обновления на email:
Архивы