Get Adobe Flash player

Головной убор женщины

slavianki_67В старину женщина не задавалась вопросом, надевать или нет головной убор; не спрашивала, как украсить свой наряд, какого цвета надеть платье на свадьбу или праздник.

Народные представления предписывали для каждого конкретного случая свой определенный тип одежды. По костюму можно было узнать, просватана девушка или нет, замужем ли женщина, есть ли у неё дети, молода она или стара. Переход в жизни женщины от одного состояния к другому: от детства к совершеннолетию, от девичества к замужеству, к материнству, а затем и старость – все это влекло за собой обязательную перемену в костюме, и не просто переодевание, а строгое соблюдение целого обряда.

Так, в бывших великорусских губерниях молодые девушки ходили в одних только длинных рубахах, опоясанных красным пояском. Когда же им исполнялось 15-16 лет, в день именин или же в день «сватования» совершался обряд надевания поневы – так называлась старинная юбка. Мать девушки держала поневу, приговаривая: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое!». Девушка, расхаживая по лавке, утверждая свою самостоятельность, отвечала: «Хочу – вскочу, хочу – нет». Если она, прыгнув с лавки, «вскакивала» в поневу, это означало, что она теперь – невеста и женихи могут за нее свататься. Если же она промахивалась, сватовство откладывалось до следующего года. Не отсюда ли пошло хорошо известное нам выражение «выскочить замуж»?

Молодые девушки ходили с непокрытой головой, но украшали себя лентами, цветами. В бывшей Владимирской губернии только совершеннолетние девушки вплетали ленту в косу, девицы же, не достигшие совершеннолетия, носили косник – своеобразную кисточку из бисера с завязками. В бывших губерниях Русского Севера просватанные девушки должны были уже прятать волосы под специальный головной убор – «колпак», «честный колпак», или добавлять к своему девичьему головному убору («повязке», «перевязке», «кружку») специальную деталь – «темник», «натемник» (носят на темени), сообщающую каждому встречному о скорой свадьбе.

На свадьбе же совершался обряд переодевания невесты-девушки в женский свадебный костюм. Невеста прощалась со своими родителями, плакала и причитала, размахивая по полу и вокруг головы длинными рукавами (до 100 см каждый) свадебной рубахи – «плакальни», «махавки» (в Архангельской и Олонецкой губерниях), на голове у горько причитавшей невесты был платок – «ревун», «плачея».

Особой торжественностью и значительностью отличался свадебный обряд «завивания», «повиванья», «покрывания», или «окрученья» невесты: девичью причёску меняли на женскую (обычно две косы на одну) и убирали волосы под сложный головной убор, предварительно «завив», «накрутив» их на какую-либо твердую основу. С этого момента невеста отдана, возврата к прежней ступени жизни, к прежней возрастной группе нет, она «окручена», дело сделано. С этим старинным обрядом, вероятно, и связан фразеологизм «окрутить кого-либо», то есть поставить в безвыходное положение, обмануть. Теперь до конца жизни волосы женщины должны быть спрятаны. Это связано с поверьем, что «открытые волосы замужней женщины ведут к бедствию», привлекают нечистую силу. Показаться на людях с открытыми волосами – значит опозориться, «опростоволоситься».

Интересно, что женские головные уборы восточных славян, в зависимости от территории бытования, могли делаться из разных материалов, состоять из многих разнообразных деталей, иметь различные названия («кокошник», «кичка», «сорока», «повойник», «закрутка» и др.), но все они должны были быть рогатыми, имитировать форму рогов. Это, как думали, оберегало мать (и ребенка) от нечистой силы и злого глаза, способствовало благополучию и плодовитости. Так, древнейший вид кокошника имел два рога, соединённых вверху горизонтально лежащим «князьком», что образовывало собой своеобразный гребень – как у петуха или курицы. И само слово «кокошник» – производное от русского «кокошь» – курица, петух.

Следующий важный этап в жизни женщины – рождение ребенка. «Материнский» костюм был оригинален и не повторялся в других возрастных группах. Так, кокошник сменялся повойником; в Рязанской губернии сарафан меняли на поневу. В Калужской, Тверской, Рязанской губерниях, пока женщина не становилась тёщей или свекровью, по праздникам она носила поневу «с хвостом» – прямоугольным полотном, прикреплявшимся сзади к поневе, а в некоторых селах Тульской губернии – поневу с бубенцами.

Старушечья одежда имела меньше украшений, была синего и черного (местами – белого) цвета. Так, в Воронежской губернии взрослые девушки и молодые женщины носили рубаху с красными «пельками» (своеобразная кокета), а девочки и старухи надевали белые «пельки». О состарившейся женщине говорили: «Она перестала красные пельки носить». Женскую рогатую кичку сменяла старушечья безрогая. В отличие от женского головного убора очелье старушечьей сороки оставалось белым, не вышитым. Цвет одежды имел своё особенное значение. Красные сарафаны (север России) или поневы (юг России) надевали на свадьбу или носили только молодые женщины по праздникам. Красный цвет – символ силы, молодости, красоты. Пожилые женщины надевали синюю или черную одежду. Вишнёвую ленту носили в некоторых местах Полесья просватанные девушки.

Особым цветом, очень сдержанной вышивкой отмечались печальные, траурные одежды. «Печальные», «горемычные», «вдовьи» головные уборы (они так и назывались) были обычно белого цвета. Поясная и плечевая печальная одежда – синего. «Повалите меня в синяке» – значит «похороните меня в сарафане синего цвета».

Интересно, что белый цвет в древних представлениях часто связывался с обозначением нечистой силы. Белый цвет осмыслялся как цвет потусторонних существ. Так, в деревнях Полесья, например, и сейчас рассказывают о нечистой силе белого цвета: русалках в белых домотканых одеждах с распущенными белыми волосами, беленьком козлике в белом колпачке, белой копе, которая «наезжает» на людей, белом домовике, беленьком котике, для нейтрализации вредных действий которого в хату пускали черного кота.

Белый цвет – основной для старинной холщовой рубахи «туникообразного» покроя, надеваемой во время обрядов опахивания (то есть запашки вокруг) села при падеже скота и других бедствиях, первого засевания поля, первого покоса, дожинок, свадьбы, похорон, при ряжениях. Женщины наряжались в украшенные рубахи, которые так и назывались – «покосница», «пожнивная». Рубаха, в которой ходили каждый день, называлась «хожалая», в праздники – «посвяток», «добрая»; в «последней», «печальной», «горемычной» рубахе клали в гроб.

Возраст женщины можно было определить и по способу украшения подола рубахи. Девушки носили рубахи с вышивкой по всему подолу, ибо сорочка у девушек ничем не прикрывалась. Женские рубахи украшались по подолу лишь спереди – там, где они были видны между полотнищами распашных понев. В одежде старых женщин подолы вообще не украшались.

Итак, мы видим, что для каждого возраста, каждого торжественного случая, праздников, будней предназначался особый костюм, который имел свой строго определенный смысл, позволяющий человеку органично входить в окружающий мир, гармонировать с ним. Ведь все, к чему прикасались наши предки, к чему они прилагали свое творчество, умение, с чем сталкивались в повседневном быту: устройство дома, изготовление утвари, сельскохозяйственных орудий, сев, жатва, охота, изготовление одежды, печение хлеба и так далее – все являлось непременным отражением представлений людей о мире: небе и земле, черном и белом, жизни и смерти, о добрых и злых существах, живущих рядом с человеком в доме, хлеву, в колодце и на огороде, в болоте и в лесу.

Так, народное сознание донесло до нас свое, особое представление и об одежде. Одеяние наших предков – это не просто специальным образом скроенный кусок материи, а костюм, который должен оберегать человека от порчи, сглаза, козней ведьм, домовых и прочей нечистой силы. Все эти существа ирреального мира, известные нам по страшным завораживающим сказкам для доброго и мудрого нашего предка были реальными, живущими с ним бок о бок врагами или друзьями, шалунами и проказниками.

Коротенко Л. Г. «О моде, поясе и солнце» Русская речь, № 2, 1992.

Комментарии и замечания, приветствуются.
С Уважением приму как критические, так и положительные отзывы.
Приятного Вам ознакомления, крепкого здоровья, любви и счастья!
Поделитесь с друзьями и подписывайтесь на новости:
YouTube: http://tinyurl.com/okq4x7b

Понравилось? Поделитесь с друзьями.
  • Facebook
  • Twitter
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • LinkedIn

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree

Получать обновления на email:
Архивы