Get Adobe Flash player

Февраль — Лютень, Снежень

Gromnica2 февраля. Громница, Стреча, Сретение

Стретенье (громница) — это «Встреча» Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в черной полинявшей одежде. Зима — это Богиня Смерти, Мара. Богиня Зимы рьяно борется с Богиней Весны — молодой красивой девушкой, облаченной в зеленые одеяния. У нее на голове зеленый венок из первоцвета, а распущенные волосы ниспадают на плечи. Весна отгоняет Зиму распущенной веткой.

На Сретенье люди идут в храм на Славление и несут с собой свечу (после освящения её называют громничной). Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, дабы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили её перед образами и кумирами Богов,  а также бутыль с водой, которую потом волхв вместе со свечами освящает святой водой.

000018

Каждый прихожанин, принесший в храм свечу, делает на ней какой-то знак, чтобы после обряда распознать ее среди других. Применяют такие свечки-громнички в разных случаях (например, если кто-то не может умереть, в руки ему дают громничку, или зажигают свечу над головой, если он не может ее удержать). Когда кто-то собирается в дальний путь (на войну или за океан), когда свирепствует какая-то болезнь, когда первый раз идут пахать, когда впервые весной выгоняют скот в поле, всегда зажигают свечу-громничку. Когда в доме водится несчастье, ею окуривают дом.

Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, чтобы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, быстро зажигали свечу-громничку, освященную храме, ставили ее перед образами и куммирами Богов или лепили на край стола и молились: «Спаси, Род Всемогущий, меня от всякого зла». Родноверы быстро брали из-за образов зелье (багнитки, освященные в зеленое воскресенье, и лещину, которой заделывали окна и двери на Русалии) и бросали в огонь, как жертву Перуну. Они знали, что святой дым прошлогоднего освященного зелья разгоняет тучи.

Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли «сретенской»). Ее берегли, потому что была она целебной, и применяли против «сглаза», лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, ее применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его «не брали» плохие глаза. Принесенной освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счастье.

Обряд на очищение дома сретенской водой и наполнение его счастьем

Дана-водица, живая криница,
Я тебя из рога выливаю, Всевышнего Бога прославляю! Принеси нам здоровье и очисти тела, осветли помыслы, Как луч утренний луга и леса осветляет, Жизнь в тебе зародилась, посему обнови и обогати жизнь нашу. В телах и душах наших Пусть сила Божья наполнит род наш, Как зима уходит, пропадает, пусть все старое отойдет,
А год Новый счастье и радость в дом принесет. Слава Всевышнему!

Окропить в доме все углы.

6-12 февраля Колодка — Масленица

После праздника Сретенье, который празднуется во время встречи Зимы и Весны, весь люд православный уже слышит приближение теплых деньков, весеннего Солнышка. И с этой поры начинается череда праздников, связанных с зазыванием Солнышка и Весны. Так с 6 по 12 февраля мы празднуем большой (длиной в неделю) праздник — Масленицу. Обрядовых действ в это время проходит очень много — это и выпекание обрядовых блинов, и катание посолонь на лошадях, и священные кулачные бои, помогающие Яриле победить Велеса и побыстрее вступить в свои права.

Большой праздник для неженатых и вдов. Замужние женщины искали «колодку» (полено). В понедельник утром они собирались в доме вдовы «колодковать». Одна из них клала на стол небольшое полено или палку — это колодка. Другие брали поочередно и повивали ее кусками полотна, потом снова клали на стол. Это значило, что колодка родилась. Праздничное угощение, посвященное этому событию, продолжалось до вечера. На следующий день, во вторник, праздновали «освященье колодки»; в среду-послеосвятины; в четверг колодка «умирала», в пятницу ее погребали, а в субботу «оплакивали». Конечно, никто за колодкой не плакал, так как символизировала она Зиму, а прощание с ней — своеобразные ее проводы.

Тем не менее, колодка была и предметом наказания тем молодым людям, которые не успели или не спешили жениться. На Масляной неделе к их рукам привязывали колодку, и избавиться от нее можно было только через выкуп. «Не женился еси — так полено носи», — говорит старинная пословица.

Колодий побуждал к любви и союзу, учил сватов премудрости сватанья, которое должно привести к счастливому семейному союзу. Он — опекун супружеской жизни, оберегает молодых от недугов и несчастий, наполняет души родителей желанием иметь много детей, продолжать род человеческий. Поэтому на Масляной неделе принято угощать членов семьи, ходить друг к другу в гости, собираться за большим семейным столом.

В Масляную неделю весьма пышно и от всей души поздравляют вдов и одиноких матерей, которые имели внебрачных детей. Таким детям, кроме сладостей, дарили одежду, обувь, полотно, бочонок меда и т.п. А вдове или одинокой женщине, бывало, приводили (заранее договорившись) вдовца.

Если главное действующее лицо праздника Колодий, то откуда же взялась Масленица?

Масляная неделя — это последняя неделя перед Большим постом.

Колодий «умирает» 11 февраля, его встречает Велес и провожает в потусторонний мир. Поэтому 11 февраля — праздник Велеса. Провожают Колодку с песнями и шутками, ведь он забирает с собою все темные силы, которые должны были навеки остаться в пасмурном царстве Чернобога.

Последние два дня недели — верхушка святая. Это народные гуляния, игры, среди которых любимейшие — «взятие снежной крепости», катания на санях, танцы вокруг костра, сожжение соломенной Масленицы, и, конечно, блины на любой вкус (с разными наполнениями) — горячие и румяные.

Масленица — это самый веселый, очень шумный и народный праздник. Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно. Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека — помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.

На каждый день масленичной недели существовали определенные обряды:

Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям считалось, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лён. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Вторник — это «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами.

Среда — это всем известная «лакомка». Название этого дня говорит само за себя. В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи -всё на стол мечи!». На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины. Тещи приглашали на блины зятьёв с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «ктеще на блины».

Четверг — это день «разгуляй». В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку», т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в четверг -оборона или взятие снежного городка.

Пятница — это «тещина  вечерка», когда зятья звали тёщ на угощение.

Суббота — всем известные «золовки-ны посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды, и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым, провожая широкую Масленицу.

Таким образом и проходила масленая неделя. Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать её веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, то тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. А танцевали на Масленицу, по преданию, высоко подпрыгивая для того, чтобы лен и конопля росли такими же высокими. Весь люд на Руси в это время с чистосердечной простотой предавался всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, весёлая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в древние времена.

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая шумные игры, то требуя, чтобы кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

Непременный атрибут этого праздника — блины имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

«Тысячелетний блин, внук Даждьбога. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

А. И. Куприн. «Юнкера», гл. 25.

Кружевные Солнышки

Приготовление блинов всегда считалось священным таинством. В древние времена блины,  в основном,  выпекали  из квасного теста. На первой опаре гадали, рецепт её никогда никому не говорили, каждая хозяйка берегла его и от домашних, и от чужих. Замешивать опару для блинов обычно выходили на берег реки или к колодцу, творя заклинания с обращениями к месяцу. Первые блины выкладывали на подоконник для проходящих мимо странников и нищих. В славянской кухне существует несколько десятков рецептов блинов. Блины пекли, как правило, на квасном тесте, а мука бралась самая разная: гречишная (постные, заварные, сдобные гречневые блины), пшеничная (блины с припеком, блины пшеничные царские, блины красные), овсяная (овсяные блины), просяная, ячменная, гороховая. Для того, чтобы блины удались, необходим грамотный рецепт теста для блинов.

Кружевные блинчики на закваске

Блинчики по этому рецепту просто изумительные — душистые, все в дырочку, мягкие, просто тают во рту.

Смешать опару:

4 столовые ложки закваски из ржаной муки
340 грамм муки пшеничной
340 грамм воды чуть тёплой

Часов за 14-16 до того, как нужно будет печь блинчики смешать всё для опары в большой миске, накрыть и поставить в тёплое место стоять. Я ставлю с вечера, а утром пеку.

Тесто: Вся опара, 4 яйца, 1 чайная ложка соли, 4 столовые ложки сахара или мёда, 300-350 мл тёплого молока, 1 чайная ложка соды, 150 грамм пшеничной муки, 3-4 столовые ложки постного масла.

Яйца взбить с сахаром и солью. Добавить их к опаре и смешать венчиком. Муку просеять, добавить в неё соду, смешать. Добавить её в смесь опары и яиц. Потихоньку вливать молоко, пока не получится жидкое «блинчиковое» тесто. В конце добавить постное масло, хорошо размешать венчиком.

Жарим блинчики на сильно раскалённой сковороде. Ещё горячими начиняем по вкусу.

Блинчики на овсяной муке

Они вкусные-превкусные, если, конечно, вы любите кислые, действительно кислые, блины. А ещё, когда они пекутся, на кухне стоит замечательный хлебный дух, за что и люблю выпечку на закваске. Очень хорошо такие блины есть с медом или со сметаной. Никто не мешает сделать их и с припеком. Блины с припеком — это когда на сковороде сначала обжаривается наполнитель (1 ст.л.), а потом наливается тесто и выпекается блин (например, на сковороде обжариваем 1 ст.л. грибов с луком, заливаем тестом и печем с двух сторон).

Если нет овсяной муки под рукой -просто мелем овсянку на кофемолке.

Примерное соотношение овсяной и пшеничной муки 1:1, но это очень примерно, каждый раз получается больше или меньше того или другого. Можно вместо меда положить сахар, соли больше-меньше (тут надо пробовать), яйца тоже можно не разделять, ничего им не сделается. Опять же, добавить больше жидкости или муки. Правда, стоит отметить, что слишком большое количество овсяной муки приведет к повышенной хрупкости блинов, это надо учитывать при переворачивании их на сковороде — они могут ломаться пополам.

Базовый рецепт.

Опара: 150 г спелой овсяной закваски (берем 1 ст.л. ржаной закваски + 75 г овсяной муки + 75 г воды и ставим в теплое место на 12 -14 часов). 150 г воды. 75 г пшеничной муки. 75 г овсяной муки.

Тесто: 500 мл теплого молока или жидких сливок, 3 яйца (желтки-белки отдельно)

вся опара: 250 г пшеничной муки, 30-40 г меда (ст.л. ложка с горкой), соль — по вкусу (у меня около 2 ч.л.)

Выход: 20-23 толстеньких блина на сковородке диаметром 22 см.

Для опары смешать все ингредиенты и поставить при комнатной температуре (18-20 С) на 5-6 часов или пока не будет сильно пузыриться и не начнет опадать.

Для теста смешать в большой миске все ингредиенты, кроме белков, которые пока отложить. Консистенция теста должна быть, естественно, блинной. Все понимают это по-разному, у меня тесто было довольно густое, но лилось с ложки. В общем, такое, чтоб по сковородке растекалось.

Тесто слегка вымесить и поставить подходить в теплое место.

Либо, если хочется блинов покислей, как мне, оставить при комнатной температуре на часик, затем поставить в прохладное место на ночь, а утром печь блины. Моё тесто стояло на холодной террасе всю ночь, за это время оно хорошо поднялось, почти до края миски.

В тесто добавить взбитые в мягкую пену белки, аккуратно размешать. Дать тесту немного подойти в тепле, тем временем разогреть чугунную сковородку. Печь блины удобным вам способом.

Блинчики обыкновенные

2,5 стакана муки, 4-5 яиц, 200 г масла, 3-4 стакана молока, 0,5 стакана сахара

Для блинчиков готовят редкое тесто, куда входят мука, молоко, яйца, соль. Желтки растирают с сахаром, вливают понемногу молоко, добавляют соль, разогретое сливочное масло, всыпают муку, размешивают, чтобы не было комочков, и смешивают с пеной взбитых белков. Тесто хорошо вымешивают и пекут на горячих, смазанных маслом сковородках — очень тонкие блинчики. Готовые блинчики смазывают сливочным маслом и подают к столу

Подают блины с растопленным маслом, медом, сметаной.

Пеките блины — символы солнца, угощайте своих близких, друзей. Пусть мир и лад царят в вашем доме.

11-20 февраля. Велесов день. Велесовы святки

veles-luten

Начало 40-дневного говенья, посвященного встрече Великодня, который придет ровно через 40 дней. Зимний Велес — отец и противник Ярилы, поединок двух Богов, который проходит в этот день символизирует не столько противостояние, сколько инициацию-посвящение Ярилы, который должен войти на царство через 40 дней. Но вместо потепления после Велесового дня, наоборот, крепчают холода, проявляется сила Велеса-Мороза. Посему месяц лютень наши предки называли еще Зимобором, ибо весна начинает активно бороться с зимою, а от того морозы становятся «лютыми». Условно говоря, Велес лютует от того, что теряет свою силу. Завершаются святки 20 февраля, когда опять проводят обряд сшибания рога зимы. 24 марта Велесово время в годовом Коле заканчивается, и в свою силу вступает Ярило Красный (умирает зимнее, холодное солнце).

Велес — Бог мудрости, искусства, богатства, торговли, колдовства, гадания, проводник и хранитель умерших душ. Он есть ипостасью Рода Всевышнего в мире Нави, царь и хранитель Иномирья (Того Света). Будучи Богом богатства, выступает силой Рода Всевышнего через Сварога проявленную, которая наделяет людей мудростью, знанием и достатком. Велес ходит между тремя мирами и, зачастую, в Нави пребывает, дабы напомнить душам, что в Правь идти нужно. Он опекун Волхвов, ведунов и жрецов. Люди Ведающие от него Дар ведания получают и с его помощью в миры иные бестелесные путешествовать могут, чтобы мудростью обогащаться. Славяне, чтобы Велеса прославить, в маски и тулупы облачаются, ибо волосы — это богатство и тепло. Ряжение в звериные маски и обряд вывороченных тулупов приходится на зимние Велесовы Святки (11-20-го февраля).

Его святки связаны с гаданием на будущий урожай, человеческую судьбу и приплод скота. На праздник Колодия группы Велесовых жрецов, одетых в вывороченные тулупы, со звериными масками на лицах заходили во дворы, в конюшни, хлева, прорекая славы Богам и молитвы Велесу о здоровье домашних животных. А, когда наступала пора выгона скота на пастбища, люди вместе со своими стадами шли на святилища, чтобы освятить их и принести жертву опекуну скота — Велесу. Жертвовали Велесу травы, зерно и молоко, всё, что нужно для выпаса и богатых урожаев, поскольку Велес является ещё и помощником земледельцев. Когда созревало зерно, в поле делали «Велес бороды», т.е. жертвовали Богу-хранителю снопы золотых колосков. В честь этих бород пели обрядовые песни. Это пожертвование называлось сотой: «дадим десятину отцам нашим, а сотое на Велесова» (Велесова книга). Десятая часть отдавалась на содержание храмов, старейшин, Волхвов, а сотая -для принесения пожертвований во время обряда. В том большая мудрость, поскольку кто частицу на дело нужное отдать жалеет, то и целого не одержит.

С Велесом в Коле Сварога связано созвездие Рыб.

Молитва-Славление Велесу

Великий и могучий Велесе! Славим мудрость Твою безконечную, коя дает нам познать Законы Прави, дабы достойно жить в Яви и с честью отойти в Наву. Наполни нас Мудростью Своей, как наполнял Прадедов наших. Укажи Путь истинный к Сварге Пречистой. Ты принес отрочат на Землю Святую Русскую, от которых пошел Род наш Великий, заботься о внуках своих. Премудрый Дух Рода Православного, мы славим Тебя и призываем пребывать с нами, охраняя и преумножая блага наши. Слава Велесу!

Велесовы Славословия

24 февраля Будник (Обретение гнёзд)

Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники. В этот день призывают птиц дабы встретить их на Сорочины. Никаких особых обрядов не проводится, поются песни-славления Ирию, читаются молитвы о благе и богатстве в семье.

Ведана

Источник 

Комментарии и замечания приветствуются.
С Уважением приму как критические, так и положительные отзывы.
Приятного Вам ознакомления, крепкого здоровья, любви и счастья!
Ссылка на сайт обязательна, подписывайтесь на новости:
Сайт: http://alexbronsky.ru/
YouTube: http://tinyurl.com/okq4x7b

Понравилось? Поделитесь с друзьями.
  • Facebook
  • Twitter
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • LinkedIn

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree

Получать обновления на email:
Архивы